Если бы в советское время какое-либо официальное издание вышло в свет с браком, полетели бы клочки по закоулочкам всех коридоров издательства. Сейчас никакие клочки, по-видимому, не летают, ибо книга «Конституция Российской Федерации», выпущенная издательством «Эксмо» с браком, не снята с продажи вот уже два месяца (подписана она в печать 3 июля 2020 года).
Итак, о каком браке речь?
1. Полное заглавие книги: «Конституция Российской Федерации с изменениями, принятыми на Общероссийском голосовании 1 июля 2020 года (+ сравнительная таблица изменений)».
Что можно подумать, прочитав на обложке это заглавие? Я, например, покупая книгу, сгоряча решила, что приобретаю полный текст новой редакции Конституции, то есть с принятыми 1 июля 2020 года поправками, а «таблица изменений» — это приложение к основному тексту. Ничего подобного. Принеся домой книгу, увидела: в ней под заголовком каждой изменённой статьи («Статья 69», «Статья 70» и т. д.) текст помещён в таблицу из двух колонок. Левая колонка озаглавлена: «Было», правая — «Предлагается». Вот это «предлагается» меня обескуражило. Как это — «предлагается»? Ведь на обложке и на титуле ясно написано, что изменения уже приняты! К тому же и подписана книга в печать после дня голосования.
Сдаётся мне, что просто-напросто эту книгу готовили заранее как ознакомительную по поправкам, предлагаемым для внесения в Конституцию Российской Федерации, при этом часть заглавия книги имела другую формулировку. К примеру, не «с изменениями, принятыми на Общероссийском голосовании 1 июля 2020 года», а «с изменениями, предлагаемыми для принятия на Общероссийском голосовании 1 июля 2020 года». И дата подписи в печать, ясное дело, была не 3 июля, а более ранней. А потом механически изменили только заглавие книги и дату. Внутренние же полосы оставили прежними.
Интересно, как мог ответственный редактор (а его фамилия в книге указана) допустить такой издательский ляп?
2. По сути дела, в текст Конституции внесены не только изменения, но и дополнения. Например, вот добавленная статья 103.1: под её заголовком стоит таблица, в левой колонке («Было») — прочерк, в правой («Предлагается») — текст. Есть и другие добавленные статьи. Но о дополнениях не написано ни на 1-й странице обложки, ни на титуле. В то же время на 4-й странице обложки читаем: «Настоящее издание содержит текст Конституции Российской Федерации с изменениями и дополнениями, принятыми на Общероссийском голосовании 1 июля 2020 года». Та же фраза повторяется в аннотации на обороте титула. Вроде бы и не так уж важно разночтение, однако вспомним: издание — официальное (что, кстати, указано в надвыпускных данных).
3. Поначалу я подумала, что всё равно могу, если понадобится, пользоваться текстом этой книги. Но рано успокоилась. Доверия к опубликованному тексту нет, и вот почему. Читая статью 67, увидела: в колонке «Было» — три пункта: 1, 2, 3, а в колонке «Предлагается» — тоже три, но нумерация у них такая: 1, 21, 3. Где же номер 2? Может, опечатка: должно быть не 21, а 2? Нет, это вряд ли опечатка, потому что текст пункта 21 набран полужирным курсивом, то есть так, как выделены изменения и дополнения в других статьях (кстати, в книге почему-то отсутствует редакторское примечание о том, что изменения и дополнения набраны шрифтом другого начертания). А если не опечатка, значит, в статье 67 Конституции текст пункта 2 — пропущен? Чтобы убедиться в этом, нашла в Интернете текст обновлённой Конституции (нормальный текст, без этих «Было» и «Предлагается»). И обнаружила, что в статье 67 — четыре пункта: 1, 2, 21 и 3. То есть текст пункта 21 — это дополнение, а текст пункта 2 в книге действительно пропущен.
Пропуск текста Конституции (!) — это серьёзно. Может, в этом издании есть и другие пропуски, не знаю, не искала. Достаточно и одного, чтобы книгу выбросить или подарить коллекционеру бракованных изданий.
Обычно виноватым во всём, что касается издательских «косяков», остаётся корректор издательства — как последняя проверочная инстанция перед сдачей оригинал-макета в типографию. Но фамилия корректора в книге не указана. Его, наверно, и не было. Это видно и по плохой технике набора и вёрстки, а это корректор бы заметил, и по неверно составленным выпускным данным (использован устаревший ГОСТ), и по тому, что в библиографической записи и надвыпускных данных указано заглавие издания, не идентичное тому, что приведено на титуле.
4. Листая книгу, обратила внимание, что номера пунктов одной и той же статьи повторяются: на нечётной странице есть пункт 2, а перевернёшь страницу — она тоже начинается с пункта 2. И ещё: при переходе таблицы со страницы на страницу написано дважды: «Окончание таблицы». Что такое? Я не раз сталкивалась с полиграфическими чудесами: с перепутанными подписями под снимками, с накинутой вверх ногами обложкой, со скрепленными не по порядку тетрадями, с завёрстанными не на те полосы таблицами. Однако не сразу сообразила, что в данной книге просто-напросто переставлены местами листы: после страницы 66 идут страницы 69 и 70, после страницы 74 — 77 и 78. В результате из текста Конституции получилась каша. Такое бывает, когда верстальщик сделает неверный спуск полос или в типографии сделают неправильную подборку.
Как такой книгой пользоваться? Вырвать листы и вклеить в положенные места? Нет уж, выброшу. Если не найду коллекционера.
5. Помимо того, о чём написала выше, удивило то, что в книге присутствует реклама. Никогда раньше такого не видела в официальном издании. Оставило меня в недоумении также то, что в книге из 96 страниц только 90 страниц отведены под текст непосредственно книги, а из последних шести страниц две заняты рекламой и штрих-кодом, четыре — пустые. О какой профессиональной вёрстке, о каком техническом редактировании здесь может быть речь?
В книге указаны фамилии трёх редакторов: ответственного, художественного и технического, а также фамилия верстальщика, однако создалось впечатление, что это издание — дитя без глазу.
В общем, всё печально. Но одно меня рассмешило. Это фраза: «Книга или любая её часть не может быть скопирована, воспроизведена в электронной или механической форме, в виде фотокопии, записи в память ЭВМ, репродукции или каким-либо иным способом, а также использована в любой информационной системе без получения разрешения от издателя». Да кому же придёт в голову копировать брак!
Тираж этой книги — 30 000 экземпляров. Розничная цена — 150 рублей. Общая стоимость проданного брака будет составлять 4 500 000 рублей.
Хотя для меня загадка: почему Конституция Российской Федерации не распространяется бесплатно?