С большим удовольствием читала вышедший из печати в ноябре 2018 года сборник «Знание беспредельно…», в котором опубликованы материалы XXXV Крашенинниковских чтений, проходивших в апреле 2018 года. Узнавала «почерк» Е. В. Гропянова в его статье об историке Борисе Петровиче Полевом. Подивилась, уже в который раз, дотошности (в хорошем смысле) Валерия Егоровича Быкасова, без обиняков полемизирующего с маститым учёным. С особым удовлетворением прочитала вдохновенный материал Инны Александровны Липилиной «Командорские острова и их герои. Исторические рельефы скульптора Ильи Вьюева» (рекомендую всем!). Да всего, что есть интересного в этом сборнике, и не перечислишь! Он, как всегда, объёмный и разнообразный, и в том числе ценны публикации воспоминаний и отрывков из книг известных людей XIX века и начала XX.
Поначалу удивила новая подача статей: с предваряющими аннотациями на русском и английском языках — так, как это принято в научных сборниках. Оказывается, теперь сборник материалов Крашенинниковских чтений включён в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), о чём скромно написано в самом конце вступительной статьи.
Во вступительной статье не указано, но уже известно, что теперь сборник будет выходить не ежегодно, а один раз в два года. Потому что Крашенинниковские чтения предполагается проводить отныне с такой же периодичностью. Насколько правильно это решение, не могу судить, но очень жаль, что этого ежегодника камчатцы, увы, лишились. Остался ежегодник, посвящённый камчатским вопросам, — стойкий, как оловянный солдатик, сборник докладов (и параллельно выходящий сборник материалов) научной конференции «Сохранение биоразнообразия Камчатки и прилегающих морей». Это научное издание. Его выпускает Камчатский филиал Тихоокеанского института географии ДВО РАН. А журнал «Вопросы географии» последний раз вышел в 2016 году. И музейные «Краеведческие записки» тоже перестали быть периодичными (правда, есть информация, что после пятилетнего перерыва сборник снова выйдет — в 2019 году).
Итак, сборник материалов Крашенинниковских чтений теперь будет выходить реже. Какой будет его объём после двухлетнего перерыва? Сборник и сейчас уже толстенный, читать не перечитать. Сейчас мода на формат А4, для таких книг места на стеллаже скоро не хватит. Среди больших форматов — все вышеперечисленные сборники, а также сборники материалов Свято-Иннокентьевских чтений, многие книги последних лет. Формат А4, видимо, удобен издателям, а удобен ли читателям — дело второе.
Скажу: нет, отнюдь не удобен. И дело не в объёме-весе. Дело в том, что читать длинные строчки затруднительно вообще, а тем более — при переходе на следующую строку: взгляд соскальзывает через строку или две. Удивительно, что при использовании этого формата издатели не принимают во внимание, что строка длиной 15–16 сантиметров не допускается. Полосу при такой потенциальной длине следует верстать в две колонки. Таковы правила, а кроме того, так положено по санитарным нормам.
Так, может быть, за двухлетний перерыв в издании редакция сборника материалов Крашенинниковских чтений перейдёт на вёрстку в две колонки? Это ведь несложно. Зато читателю комфортно! С тем же предложением обращаюсь к издателям «Краеведческих записок» и других изданий формата А4. Кстати скажу, что ранее «Краеведческие записки» выпускались в меньшем формате, а перешли на А4 в 2002 году, при этом полосы у сборника тогда были свёрстаны правильно: в две колонки.
Кроме того, заодно не лишне навести порядок и в колонтитулах (я уже немного писала об этом в статье «О том, как измучить читателя»). Если кто не знает, колонтитул — это надпись над линейкой в самом верху полосы. Вот листаю сборник, останавливаюсь на каких-то строках, бросаю взгляд вверх, на колонтитул, чтобы узнать: что за статья такая, кто автор? А ответа нет. В колонтитуле на левой полосе вижу надпись: «Материалы (таких-то по номеру) Крашенинниковских чтений», на правой — название сборника. И то же самое на всех страницах, во всех сборниках. Названия же статьи и фамилии автора в колонтитуле нет. А должны быть! В этом и смысл колонтитула: у него поисковая функция, а не просто механическое украшательство. Конечно, скользящий колонтитул — морока, но только для новичка-верстальщика. Для специалиста, уважающего и себя, и читателя, в вёрстке скользящего колонтитула тоже, как и в вёрстке двух колонок, ничего сложного нет.
Итак, следующий сборник материалов Крашенинниковских чтений выйдет, похоже, ещё не скоро. Но читатели его ждут. С таким же насыщенным содержанием и с новой вёрсткой, надеюсь.