Зашла на сайт «Грамота.ру», чтобы написать Тотальный диктант 2015 года в режиме онлайн (интерактивный диктант). Что ж, довольно занятно было повозиться с выбором ответов и почувствовать себя школьницей на ЕГЭ. Но гораздо сложнее и интереснее всё же писать под диктовку. Можно было бы найти в Интернете и голосовой диктант, но не стала этого делать. Меня всего лишь интересовал вопрос, насколько сложен либо лёгок диктант нынешнего года.
На мой взгляд, задания, предложенные по тексту Е. Г. Водолазкина «Подчёркнуто вежлив», не слишком трудные, исключая задание к названию романа Андрея Битова «Пушкинский Дом». Первая буква второго слова в названии скрыта, а подсказки-ответы, написанные во всплывающем окне, предлагают выбрать либо «д», либо «Д». То есть надо определить правильное написание: «Пушкинский дом» или «Пушкинский Дом».
Известно, что Пушкинский Дом — это Институт русской литературы Российской академии наук. В словарях регламентировано писать так: Пушкинский Дом, то есть оба слова — с прописной (с большой) буквы. Но такое написание — скорее исключение, чем правило. Поэтому сомневаюсь, что это задание в диктанте уместно. Наверно, многие выбрали «дом», а не «Дом» и только из-за этого не получили высшего балла за диктант.
Кстати замечу, что на тех интернет-ресурсах, на которых предлагается купить либо скачать «Пушкинский Дом» Андрея Битова, нередко видим в названии слово «дом» — со строчной (с маленькой) буквы. То же самое и в биографии писателя, опубликованной сайтом «Хронос». А на некоторых сайтах встречаются сразу оба написания: и «Пушкинский дом», и «Пушкинский Дом». В частности, такой разнобой есть в списке литературы портала «Публичная библиотека» и на сайте «Букста».
К сожалению, в вопросах слитного или раздельного написания, а также употребления прописных и строчных букв люди часто ориентируются на Интернет. Но приходится отметить, к ещё бо́льшему сожалению, что Интернет — это скорее антисловарь.
Хорошо, что благодаря Тотальному диктанту общественность узнала, как правильно писать и название романа Битова, и название академического института — Пушкинского Дома. А в следующий диктант можно вставить и полное наименование этого учреждения — Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук. Чтобы все тоже писали правильно, а не брали пример с официального сайта Пушкинского Дома, где в логотипе слово «академия» написано с ошибкой — с прописной буквы (надо со строчной, см. любой орфографический словарь «Прописная или строчная?»).
Теперь — впечатления о подготовке Тотального диктанта к публикации в Интернете.
Во всплывающих окнах помещены варианты ответов, и один из вариантов расстановки знаков препинания предлагает отделить в прямой речи авторские слова от слов героя запятой и дефисом (указано так: , -). Но надо, конечно, отделять запятой и тире (, —). Причём в подсказке длина тире должна быть именно такой, как в тексте диктанта.
Вот как выглядит фрагмент уже выполненного диктанта:
– Я вам, Дмитрий Сергеевич, вчера… звонил,- сказал, прочищая горло, М.
– Да,- подтвердил Лихачев,- звонили.
Как видим, предложения начинаются с тире — они и есть в изначальном тексте диктанта. А запятая с дефисом вставлены из подсказки. И этот дефис, во-первых, является в данном случае неверным знаком пунктуации, а во-вторых, своим появлением внёс в текст разнобой. Такие огрехи набора легко выявляются и исправляются корректором на стадии подготовки текста к публикации. Видимо, создатели интерактивной формы Тотального диктанта о корректуре не позаботились. (Впрочем, это меня даже не удивляет, сейчас и книги выходят без корректуры!)
Обратила внимание, что в диктанте есть слова, в которых произносится «ё»: в заголовке («Подчёркнуто вежлив»), в фамилии академика (Лихачёв), в словах «учёный», «неопределённость», в имени Одоевцева (Лёва). Однако в тексте буква «ё» стои́т только в одном месте — в слове «о чём». Опять же скажу, что корректор или редактор это бы заметил. Не о том речь, что́ бы он предложил: убрать «ё» или, наоборот, поставить везде. А о том, что текст диктанта надо не только сочинять, но и вычитывать.
В некоторых случаях в диктанте предлагается в отмеченном месте поставить одно из двух: или запятую, или пробел. Например, в предложении «В конце концов он решил…» впритык к слову «концов» справа помещён прямоугольничек; раскрыв его, видим подсказки: «запятая», «пробел». Что выбрать и вставить в этот прямоугольничек? Понятно, что выражение «в конце концов» не является вводным, а значит, запятая после него не нужна. Остаётся вариант: «пробел». Но зачем же ставить после слова «концов» пробел, если он и так есть? Парадокс: двойные пробелы не допускаются, а Тотальный диктант их даже рекомендует. А может, правильный ответ — это выбрать слово «закрыть», то есть не ставить ни запятую, ни пробел? Однако такой ответ за правильный не приняли, я проверила. По сути, ни одного верного ответа в данной подсказке нет.
Общее впечатление от текста диктанта нейтральное: текст как текст, его, видимо, обсуждали и принимали на всех этажах. Но подготовка к публикации Тотального диктанта в интерактивном формате, на мой взгляд, недостаточна и столь же небрежна, как и подготовка практически любых других текстов в Интернете. Мелочи: текст не вычитан, подсказки не откорректированы? А может, это пресловутая ложка дёгтя в бочке мёда?
В то же время должна сказать и то, что «диктанты для всех» считаю делом хорошим и нужным. Будем реалистами: акции, проводимые раз в год, людей грамотными не сделают. Но уже то, что проблеме грамотности уделяется внимание, — радует.
Я тоже использовала этот ресурс. Мне он помог подучить правила, да и грамматику вспомнить.
Если Вы, Надежда, имеете в виду сайт «Грамота.ру», то в иных случаях там можно получить нужную информацию. Но откровенно скажу, что не со всеми рекомендациями я согласна. Да и многие ответы на вопросы остаются на уровне ответов только комментаторов: выбирай, мол, сам из советов тот, какой понравился.
Если же Вы считаете, что это Тотальный диктант помог Вам «подучить правила, да и грамматику вспомнить», то скажу, что, к сожалению, это акция. Раз в год! Ничему акции научить и помочь не могут. Завтра же всё забудется.
Насчет грамотности в интернет-пространстве вы правы, но уровень подготовки в школах и институтах по сравнению с моим выпуском 2008 года возрос во много раз. Я даже ЕГЭ не застал, а в институты с тройками поступали. :(
Возможно, уровень подготовки в школах и вузах и вырос (но во сколько раз — это вряд ли можно точно сказать). Дай-то бог, чтобы Вы оказались правы.