Точка, точка, запятая,
вышла рожица кривая.
Палка, палка, огуречик —
вот и вышел человечек!
Эта считалка — пример наивной попытки объяснить словами процесс творчества. Но вряд ли этот процесс объясним. Каким таким волшебным образом из «палок» и «огуречиков» — всего-навсего из карандашных штрихов и закруглений — художник сотворяет самых-самых разных «человечков»: своих родных, коллег, друзей, попутчиков?
Я думала об этом, когда листала альбом этюдов, рисунков и набросков Дмитрия Фёдоровича Ефремова «Лес и люди. История познания» (Хабаровск, 2007).
В альбоме не только «человечки», но они меня обворожили первыми.
Головы, фигуры, силуэты. То нет лица — овал, а над ним причёска; то лишь затылок или профиль; то кепка и улыбка; то лысина и очки; а то, извините, торчащая вверх попка. Но какие живые персонажи Д. Ф. Ефремова, и, наверно, какие они узнаваемые в своём кругу! Фигура походника с рюкзаком; у костра; у палатки; с ружьём; с полевым дневником; на скамье зала ожидания в аэропорту — будни научных экспедиций. Это наброски.
А вот законченные портреты в карандаше. Раздел альбома называется: «Головы моих друзей». Глаз не оторвать. Что-то в этих людях притягательное. Или художника окружали только обаятельные люди, или он умел находить в них эти завораживающие взгляд черты?
Но главный персонаж в альбоме — Лес. Ведь Д. Ф. Ефремов — необычный художник. Он кандидат сельскохозяйственных наук, лесовод, бывший директор ДальНИИЛХ — Дальневосточного научно-исследовательского института лесного хозяйства. (Отсюда понятно и столь «философское» название альбома.)
Лес в карандаше; лес, написанный пером (тушью и чернилами), а то и просто авторучкой. Сибирский и дальневосточный лес. Просеки, вырубки, звериные тропы, лесные сторожки («таёжные дворцы»); лесистые сопки, к которым уходит отряд в маршрут; лесные звери.
Какая в этих рисунках любовь к лесу, бог мой! К лесу — к делу своей жизни!
Любовь не только в рисунках. Вот как о лесе Д. Ф. Ефремов пишет:
Существует эмпирически выверенная формула, что можно бесконечно смотреть на огонь, на воду и на небо. Но так же бесконечно можно смотреть на лес, растворяясь в нём, проникая в его удивительную глубину. Сумрачный, пронизанный солнцем, сверкающий от росы, заснеженный, щедрый, он прекрасен во всякое время года.
Существует более трёхсот определений леса. И в то же время никто так и не объяснил, что же такое лес. Чтобы познать лес, надо там быть, а чтобы понять, надо прожить жизнь.
А вот страницы с акварелью и маслом. Реки, озёра, горы, сопки и даже камчатские вулканы, ведь в молодости Д. Ф. Ефремов участвовал в Камчатской комплексной экспедиции Академии наук, затем работал в Камчатской лесной опытной станции ДальНИИЛХ.
Чем поразили меня картины Д. Ф. Ефремова, выполненные акварелью и маслом, — это чистотой и сочностью красок. Никакой мути, сумрачных тонов. Всё радостно. Разглядывая картины Д. Ф. Ефремова, не удержалась от восклицания: «Да это же Рокуэлл Кент!»
«Лес и люди. История познания» — не просто альбом. Кроме «картинок», есть и что интересное почитать. Эпизоды из детской жизни, из жизни студенчества, из походной жизни в экспедициях; реплики о друзьях, о коллегах. Написано остроумно, раскованно.
Мне понравились два места в «словесной» части альбома. Первое — о том, как в автобусе автор вдруг увидел знакомую кисть руки. Он её когда-то, много лет назад, рисовал.
Ведь таково свойство моей памяти, что я помню всех, кого доводилось когда-то рисовать, даже мимоходом.
Память не подвела. Оказалось, что «владелец» руки — камчатский писатель Леонид Пасенюк. Они не виделись 15 лет.
Второе понравившееся место — подпись к карандашному портрету: «Законченный почвовед В. В. Стефин», а ниже — такой авторский комментарий:
Очень решительный человек. Заядлый курильщик, однажды он твёрдо решил бросить курить и, отправившись в маршрут, выбросил все папиросы.
Спустя неделю, находясь в маршруте, вернулся за 40 километров в таёжное зимовье, где мы останавливались накануне, чтобы подобрать окурок, который он заприметил.
Д. Ф. Ефремов признался: «Мгновенные зарисовки… заменяли мне дневник». Но в своём альбоме он к рисункам-дневникам добавил ещё и прекрасный текст, и немного фотографий, и всё это в издании гармонично сочетается.
Спасибо Дмитрию Фёдоровичу Ефремову за альбом «Лес и люди. История познания» и спасибо Хабаровскому краевому благотворительному общественному фонду культуры, который осуществил его благотворительное издание в рамках программы «Наше наследие».
Я получила истинное наслаждение от знакомства с Лесом, с его Историей познания и с Лесными учёными!
Прочитав эту статью, с удовольствием ознакомился с книгой (альбомом) Дмитрия Ефремова "Лес и люди. История познания". Особенно заинтересовала глава "Любовь моя — Камчатка", во вступлении к которой автор пишет: "В Камчатку невозможно не влюбиться, настолько она ослепительна в своей красоте и причудливости ландшафта".
Вызвали улыбку рисунки затылков, цитирую комментарий Д. Ефремова: "Не стоит удивляться обилию затылков, это не извращенное заднее видение, а всего лишь ракурс последних кресел актового зала. Не ищите буквального сходства. Просто вспомните".
Еще мне понравился портрет "Бич-первопроходец", а к нему подпись: "Рабочий лесного отряда. Без таких людей не было бы тех географических открытий, которыми так славен Дальний Восток".