«Сохранение биоразнообразия Камчатки и прилегающих морей» — такое название имеют проводимые ежегодно (с 2000 года) в Петропавловске-Камчатском международные научные конференции, организуемые Камчатским филиалом Тихоокеанского института географии ДВО РАН. Так же, как и конференции, длинно и по-научному строго (я бы сказала — «скучно», если бы это не обидело учёных) называются и традиционно выпускаемые сборники докладов этих конференций.
Несмотря на мои эпитеты к названию, я эти сборники читаю. Не от корки до корки, а те материалы, которые интересны мне как «массовому читателю».
К примеру, в сборнике докладов, прочитанных на конференции в 2004 году, с удовольствием проглотила три материала:
— «Залёжка сивучей в черте города Петропавловска-Камчатского» (авторы В. В. Вертянкин и В. С. Никулин — Петропавловск-Камчатский);
— «Оценка легальной и нелегальной добычи бурых медведей на Камчатке» (авторы А. С. Валенцев — Петропавловск-Камчатский и Дж. Пачковски — Нью-Йорк);
— «Освоение био- и георесурсов и ведение переговоров о продаже Чукотки, Камчатки и Сахалина в XIX — начале XX веков» (автор Л. Л. Лекай — Москва).
На днях вышел в свет сборник докладов восьмой по счёту конференции «Сохранение биоразнообразия Камчатки и прилегающих морей«, проходившей в ноябре 2007 года.
Нашлось в нём прекрасное чтиво и для меня — не зоолога, не биолога, не эколога, не историка и так далее. А именно (привожу по порядку своего выборочного заинтересованного чтения):
— «Экологические последствия оползня, произошедшего в Долине гейзеров 3 июня 2007 г. (первый сезон после природной катастрофы)» (авторы Е. Г. Лобков и Л. Е. Лобкова — Елизово Камчатского края);
— «Вторая Камчатская экспедиция (1732–1743)» (автор И. В. Витер — Петропавловск-Камчатский);
— «Экологический туризм в Кроноцком заповеднике (Восточная Камчатка)» (авторы Н. В. Голуб и В. В. Зыков — Елизово Камчатского края);
— «Осетровая летопись Камчатки» (автор А. М. Токранов — Петропавловск-Камчатский).
Читая доклад о Долине гейзеров, вдруг чётко осознала: а ведь для животных и для растений там была действительно катастрофа!
Поток воды вместе со снегом, с камнями, с содранными по пути деревьями и кустами нёсся сверху со скоростью от 5 до 12 метров в секунду! Я пересчитала скорость в зримые для нас единицы: от 18 до 43 километров в час. При этом неимоверный грохот. Живность — врассыпную. Сель снёс гнёзда с кладками и с птенцами, оставил без жилищ мышей, муравьёв. Предполагается, что погибли несколько медведей. В образовавшемся подпрудном озере утонул медвежонок. Потеряли потомство не только птицы, но и бабочки, жуки, мухи, множество других насекомых, чьи куколки да личинки были затоплены тем же озером. Учёные считают, что микропопуляции многих насекомых пострадали почти безвозвратно (и даже недавно открытый и описанный вид!).
Для обитателей Долины это был стресс. Теперь всё, что бегало, прыгало, летало, вынуждено было переселяться в места, не затронутые оползнем и не затопленные водой. Но те виды, что приспособились жить на термальных площадках, — куда им-то деваться? (Правда, большая их часть погибла во время катастрофы.)
Растениям тоже досталось. Они были поломаны, почва была срезана или завалена глыбами камней, некоторые растения вместе с кусками почвы были принесены оползнем сверху и попали «не в свою» зону.
Впрочем, доклад учёных сдержан и вполне оптимистичен — по части восстановления нарушенного природного баланса и быстрой адаптации животных к новым условиям.
Этот доклад сопровождается вкладкой с цветными фотографиями. Большая их часть снята недавно погибшим там же, в Долине гейзеров, инспектором Кроноцкого заповедника Владимиром Злотниковым. С болью их разглядывала, вспоминая этого скромного, даже застенчивого человека (при его-то громадном росте!), когда прошлой осенью он был у нас дома в гостях и сочинял подписи к своим снимкам, принесённым для сайта «Камчатский край».
Доклад о Второй Камчатской экспедиции заинтересовал подробным изложением состава отрядов этой экспедиции и биографиями некоторых членов Академического отряда, в частности Г.-Ф. Миллера, И.-Г. Гмелина и А. П. Горланова.
Материал об экологическом туризме в Кроноцком заповеднике буквально порадовал. Сотрудники Кроноцкого государственного природного биосферного заповедника и Налычевского природного парка просто положили на лопатки так называемый «экологический» туризм на Камчатке. Очень мне понравилось заключение доклада:
«Право людей видеть красоту уникальных заповедных природных объектов не является для людей жизненно необходимым. Право дикой природы на существование и сохранение своей красоты и самобытности является для дикой природы жизненно необходимым. Поэтому право дикой природы в данном случае является приоритетным перед правом людей. И поэтому заповедник должен быть закрыт для туристов».
Тут я эгоистично подумала, что, слава богу, успела побывать в этом заповеднике. Тем не менее вовсе не поэтому вполне разделяю боль учёных за природу Камчатки.
Признаюсь, что доклад «Осетровая летопись Камчатки» заинтересовал чистым любопытством: скоро ли на Камчатке появится не только красная (лососёвая) икра, но и чёрная (осетровая)? Зная Алексея Михайловича Токранова как замечательного популяризатора биологических знаний, особенно по его статьям о различных водных обитателях Камчатки, совершенно упустила из виду, что в данном случае он писал научный доклад, а не статью для газеты. Поэтому глупо было ожидать прямого ответа на свой мысленный вопрос. Однако косвенный ответ всё же получила: в 2006 году все три вида осетровых, о которых пишет А. М. Токранов, были занесены в Красную книгу Камчатки, тогда же было «рекомендовано запретить их вылов, а в случае попадания — выпускать пойманных особей из орудий лова».
Я рассказала только о некоторых материалах сборника «Сохранение биоразнообразия Камчатки и прилегающих морей», в то время как он содержит очень много другой, не менее интересной научной информации, тем более что объём издания внушительный: 280 страниц формата А4.