В интереснейшем докладе «Здесь начинается Россия. О возможных направлениях развития Камчатского края», который был прочитан на научно-практической конференции «Перспективы социально-экономического развития Камчатского края» (Петропавловск-Камчатский, 27–29 февраля 2008 года), есть несколько мест, которые я, порывшись в книгах, уточнила и раскрыла для любознательных камчатцев, особенно для тех, кто приехал на Камчатку недавно.
Есть ли сейчас на Камчатке ветряки?
В докладе есть слова: «поднять ветроэнергетику района». Поднять? Разве на Камчатке ветровая энергетика есть, чтобы её поднимать?
Оказывается, есть. На Командорах (Алеутский район).
Читаю в книге «Развитие возобновляемых источников в России: возможности и практика (на примере Камчатской области)» (М., 2006):
«В 1996 г. по инициативе АО «Камчатскэнерго» и администрации области в с. Никольское на острове Беринга установили два 25-киловаттных ветроагрегата Micon датского производства, которые были смонтированы в комплексе с 800-киловаттным дизельным генератором. В 2000 г. ветроагрегаты обеспечили 40 % потребляемой селом электроэнергии, что позволило снизить её себестоимость втрое» (с. 15).
А ещё в этой книге сказано, что в 1980-х годах было создано НПО «Борей», которое «за небольшой период времени организовало выпуск малых передвижных ветроэнергоустановок (ВЭУ)». А монтировались эти ВЭУ «на санях и нартах для освещения чумов, стойбищ оленеводов, в том числе на Чукотке и КАМЧАТКЕ, а также для рыбаков и геологов».
В чём уникальность будущей Пенжинской приливной электростанции?
Первая в мире ПЭС была построена во Франции в 1967 году; нынешняя мощность — 240 МВт. Единственная в России ПЭС — Кислогубская, на Кольском полуострове. Построена в 1968 году, нынешняя мощность 400 кВт.
Высота прилива в Кислой губе, где и построена Кислогубская ПЭС, — 5 метров. А в нашей, Пенжинской губе Охотского моря, в её заливе Шелихова, — 13,4 метра! Это самые большие приливы во всей России. «Здесь можно построить ПЭС с фантастической на сегодняшний день мощностью 87 млн кВт».
И цитата, и данные о ПЭС взяты из указанной выше книги «Развитие возобновляемых источников» (с. 33).
Кстати, в этой книге дано примечание, что «Гринпис России рассматривает проект Пенжинской ПЭС как гипотетический»! В докладе же, о котором идёт здесь речь, этот проект — уже реальная задача, а мощность будущей электростанции указывается 100 ГВт. (Здесь применена буква «Г» — «гига», что означает миллиард; стоит сравнить с «87 млн», которые указаны в книге «Развитие возобновляемых источников…» и которые там названы фантастическими.)
Кто такой Кузьмищев?
В докладе делается упрёк «отдельным федеральным чиновникам», что они «и сегодня ещё мыслят по образцу лейтенанта флота Кузьмищева, который в своей записке в Морской штаб России в 1834 году сетовал: государство, мол, слишком много средств тратит на Камчатку».
О Павле Фёдоровиче Кузмищеве (фамилия без мягкого знака, а не как в докладе) есть информация в составленном Б. Н. Болгурцевым «Морском биографическом справочнике Дальнего Востока России и Русской Америки» (Владивосток, 1998. — С. 108) и в книге камчатского краеведа В. П. Мартыненко «Камчатский берег» (Петропавловск-Камчатский, 1991. — С. 89–90).
П. Ф. Кузмищев (15.12.1798–27.06.1850) — контр-адмирал, географ, исследователь Камчатки и русского Севера. В 1826–1830 годах, будучи капитан-лейтенантом (а не лейтенантом, как в докладе), занимал должность помощника начальника Камчатки.
«В 1826–1830 годах свободное от службы время посвятил изучению природы и быта коренного населения Камчатки, составил описание лесов и кустарников, хозяйства и промышленности края» (цит. по Болгурцеву).
«Осенью 1830 года… вступил в должность коменданта Тигильской крепости. В Тигиле он пробыл два года. С его именем связано устройство тигильской больницы, плодотворные опыты по выращиванию овощей и картофеля, организация школы для местных жителей, где Кузмищев сам и преподавал» (цит. по Мартыненко).
И ещё два интересных для краеведов факта, о которых пишет В. П. Мартыненко. Первый: в 1844 году Кузмищев опубликовал статью «Собрание особых поморских и речных слов, употребляемых на Восточном океане и в Восточной Сибири», которая «и сегодня служит ценнейшим источником для исследования истории русско-камчадальских говоров». Второй: в 1836 году Кузмищев опубликовал «Записки о лесах и кустарниках, растущих на Камчатке», которая также получила известность.
Была ли на Камчатке когда-нибудь железная дорога?
Этот вопрос возник в связи с фразой: «…необходимо в срочном порядке приступить к строительству Камчатской железной дороги». И ещё раз — когда читала, что будут созданы два транспортных кольца: «вокругохотское малое транспортное кольцо» и «большое кольцо». Первое: «Камчатка — Магадан — Сахалин — Камчатка», второе: «Камчатка — Магадан — Якутск — Тында — Свободный — Комсомольск-на-Амуре — Сахалин — Камчатка». (Правда, про эти кольца не очень понятно: имеются в виду не только железная дорога и параллельная ей автомагистраль, но и морской транспорт?)
Ответ на вопрос, была ли на Камчатке железная дорога, — положителен. Так, в книге камчатского историка и краеведа В. П. Кускова «Камчатские были» (Петропавловск-Камчатский, 1970) есть упоминание о ней. Правда, всего в одном предложении:
«При маяке имелась узкоколейная железная дорога, соединяющая пирс на берегу Маячной бухты со складом» (с. 67).
Речь шла о Петропавловском маяке, сооружённом у входа в Авачинскую губу, который начал работать 1 июня 1897 года. Он работает и поныне, уже, конечно, перестроенный. Но что там могло от узкоколейки сохраниться за более чем сто лет?
Если же говорить о том, что строительство железной дороги на Камчатке планировалось (и не раз!), то об этом есть большая подробная статья камчатского историка С. В. Гаврилова «Как на Камчатке хотели строить железную дорогу», опубликованная в 11-м выпуске научного издания «Вопросы географии Камчатки» (2005. — С. 58–63), а также интервью С. В. Гаврилова, данное газете «АиФ-Камчатка» (2007. — № 51).
Где находятся камчатские географические объекты, упоминаемые в докладе?
Пенжинская губа (на берегу которой проектируется построить ПЭС) — северная губа Охотского моря, омывающего полуостров Камчатка с запада. В неё впадает самая длинная река полуострова — Пенжина.
Сопка Бархатная (с её богатыми запасами цеолита; в докладе приводятся аргументы против уничтожения её разработками месторождения) — возвышенность в Елизовском районе, в бассейне реки Паратунки.
Паратунка — село Елизовского района, с естественными выходами термальных минеральных вод; санаторно-курортная зона Камчатки.
Курорты (которые планируется создать и вывести на мировой уровень): Малкинский, Начикинский, «Паратунка» (Паратунский) — будут расположены на естественных выходах термальных минеральных вод вблизи сёл Малки, Начики, Паратунка Елизовского района; Пущинский — в Мильковском районе, Быстринский — естественно, в Быстринском районе, который мы называем Камчатской Швейцарией.
Пущинский аэродром (на базе которого планируется создание резервного международного аэропорта) — расположен в Мильковском районе (село Пущино).
Село Мильково (которое планируется «усилить» и сделать вторым — совместно с городом Петропавловском-Камчатским — центром развития Камчатского края) — административный центр Мильковского района.
Верхнекамчатск (который планируется восстановить как самую первую столицу полуострова) — бывшее село Мильковского района в верхнем течении реки Камчатки. Возникло в 1697 или 1698 году под названием Верхнекамчатский острог. Это был первый русский населённый пункт на Камчатке. Село Верхнекамчатск исключено из списка населённых пунктов (из учёта данных) 13 декабря 1974 года.
О брошюре «Здесь начинается Россия. О возможных направлениях развития Камчатского края». >>
87 млн кВт = 87 ГВт
87 миллионов киловатт = 87 гигаватт. Не так уж далеко от 100 гигаватт. И то и другое не столько фантастика, сколько проблема куда эту мощность девать и где найти деньги на строительство такого монстра.
Насколько я знаю, на пленарном заседании был заслушан доклад Института демографии, миграции и регионального развития, а затем проходили «круглые столы» по отдельным темам доклада. О публикации других материалов, кроме основного доклада (который был выпущен в виде брошюры заранее и который имели участники конференции), мне неизвестно. Возможно, стоит обратиться в городскую администрацию Петропавловска-Камчатского?
Не знаете, где можно ознакомиться с другими докладами конференции?