Несмотря на свой нынешний 27-летний водительский стаж, я до сих пор с удивлением обнаруживаю, что всё ещё попадаю в ситуации, ранее мною не испытанные. Дорога непредсказуема, как бы ты ни старался всё предусмотреть. Обучение вождению не имеет конечного срока.
Попервости чего только не было из-за моей глупости да неопытности! Мой рыжий «Москвич» и глох посреди оживлённого перекрёстка на улице Королёва города Петропавловска-Камчатского по причине опорожнённого бензобака, и в песке Халактырского пляжа буксовал, зарываясь по брюхо, и в лужах городских и загородных не раз сидел по уши, и из бурного горного ручья его вытягивали тросом.
Ездила в темноте на подфарниках, выключая «из вежливости» перед встречным транспортом не только дальний, но и ближний свет. Нетерпеливо обгоняла автомобили туманной ночью, да ещё и на повороте.
Как-то на подъёме на Красную сопку зажмурилась на полном ходу, пережидая визг собачонки, которая выскочила с тротуара прямо под автомобиль, между передним и задним колёсами. Открыла их только после того, как мне сказали, что вон она, целая и невредимая, уже на противоположной стороне. На Паратунской трассе чуть не сбила переходившую через дорогу корову: я ей сигналила, надеясь, что она поймёт и перейдёт на бег, а она с любопытством остановилась.
Из-за технических особенностей моего «Москвича» приходилось не раз (обычно при повороте на кольцо, что у въезда в город) ловить внезапно ломавшуюся и взлетавшую под потолок ручку сигнала поворота; ездить с перепутанными правым и левым сигнальными подфарниками; перестраиваться из левого ряда в правый с неожиданно открывшимся багажником; ездить без бокового зеркала, с неработающим ручным тормозом, с запавшей педалью газа, с захлопнувшейся воздушной заслонкой, с «дёрганым» по причине засорения бензинового фильтра двигателем, с греющимися тормозными колодками, с угрожающе минимальным количеством тормозной жидкости в стакане, с не сразу схватывающими и даже с вообще не работающими тормозами.
Я, конечно, не исключение, любой водитель может «похвастаться» своим набором автомобильных глупостей и приключений, когда он за рулём. Но думаю, что у мужчин этот список несколько короче. Вовсе не потому, что они опытнее, быстрее обучаются и вообще «высшая раса» на дороге. Дело в том, что они не испытывают на дороге пресса со стороны водителей противоположного пола. А вот в каверзах водителей-мужчин по отношению к водителям-женщинам я не сомневаюсь.
Для автолюбителя, да и для профессионального водителя, особа женского пола за рулём — что красный плащ тореро для быка. Обогнать и подрезать, не пустить на обгон, согнать миганием фар или клаксоном с левой полосы, ослепить дальним светом в зеркале заднего вида, не дать встроиться в колонну, покрутить пальцем у виска (хорошо, что у своего), обозвать…
Удивительно, что вне дороги мужчины-водители неагрессивны, вежливы, отзывчивы.
Дорога обезличивает, и, может, именно поэтому на ней творятся безобразия? Наверно, если бы на дверях, багажниках, крышах автомобилей были написаны имена водителей-владельцев, порядка на дорогах было бы больше.
Были у меня и встречи с гаишниками…
«Москвичу» было почти 18 лет, когда мы купили автомобиль «Tоyota-Corolla», с правым рулём.
Мой водительский стаж был 17 лет, и на правый руль я перешла не просто легко, а с удовольствием. Начался новый этап в моей приключенческой автомобильной жизни. Правда, оживлению дорожных приключений способствовало не столько появление «Tоyota», сколько возросшая к тому времени плотность транспорта в расчёте на душу камчатского населения и, главное, сильное «омоложение водительского состава». Значительная часть нового поколения водителей считает, что правила дорожного движения написаны исключительно для того, чтобы их сдавать на экзамене.
Не знаю статистики, но женщин-автолюбительниц теперь много. Я в своей группе в автошколе была в числе только трёх женщин, в других группах женщин вовсе не было. Это был 1980 год. Во время загородных поездок — в Паратунку, в Сокочи — мои тогда ещё маленькие сынишки забавлялись тем, что вели счёт: сколько женщин за рулём во встречных машинах.
Женская водительская «армия» теперь многочисленна. Считаю, что женщина не должна быть обременена знаниями устройства двигателя внутреннего сгорания, всяких там трансмиссий. Пусть этим занимаются специалисты или просто мужья автолюбительниц. У женщин хватает и своих проблем на дороге и автомобильных забот.
Каких таких «своих»? Ведь женщины-автолюбительницы делают то же, что и мужики: перевозят семью, детей, вещи; ездят в компании и в одиночестве; общаются с инспекторами дорожного движения; паркуют автомобиль; моют стёкла; часами изнывают в салоне автомобиля, ожидая приземления самолёта с родственниками; переносят стрессы поломок в глухом лесу; переживают угон любимца из-под окон дома; вытаскивают другие автомобили из грязи… — такая уж планида всех автолюбителей.
Но в том-то и дело, что, взвалив на себя мужские заботы, женщине надо справляться с ними с минимальными потерями, быстро, рационально! Чтобы, во-первых, освободить себе время на другие дела и, во-вторых, непременно в этой мужской роли остаться — Женщиной.
За годы, прошедшие с того времени, как я получила водительское удостоверение, я пережила множество дорожных стрессов, а также попадала в разные смешные ситуации; получила кучу водительских «шишек», которые научили меня предвидеть нехорошие ситуации и избегать их; я узнала много профессиональных советов от моих друзей; у меня выработались некоторые «табу», когда я за рулём; появилась и своя философия общения с автомобилем.
Об этом и о многом другом я и расскажу в моих «Записках автомобилистки».
Цель — одна: чтобы женщинам, моим коллегам по дороге, было на этой дороге легко и радостно, а автомобиль не стал обузой (которой он в конце концов становится!) или, того хуже, причиной беды.
Спасибо, Akulina, за советы.
Первый мне известен. А второй…
В случае, если другой водитель знает значение такого сигнала, то сигнал будет эффективен. А если нет? Если водитель поймёт, например, как приглашение как раз обогнать: я, мол, притормаживаю, не мешаю Вам? Я бы остереглась применять такую сигнализацию.
Тут существует всем известное и, главное, однозначно понимаемое правило — вытянуть левую руку в окно. Правда, этот сигнал, предупреждающий: «Не обгоняй!» — подходит водителям, чей автомобиль с левым рулём. А для владельцев автомобилей с правым рулём (которых на Дальнем Востоке большинство) это неприемлемо, не просить же пассажира!
Вот и получается, что водители японских иномарок не только сами едут вслепую, так как из-за правого руля не имеют нужного обзора для совершения обгона, но и не могут предупредить тех, кто едет за ним, о возможных для них опасностях при обгоне… (Но я всё равно за правый руль!)
Прочитала «Записки автомобилистки».
Понравилось очень.
Как я Вас понимаю! Интересно, что бы сказал (написал) мужчина-автомобилист? Обратила внимание, что мужчины как-то нервозно реагируют на такие истории, возможно, что просто мне попадались такие мужчины.
Из полезных советов (опробовано на собственном опыте):
1. В темное время суток, на плохо освещенной дороге особенно опасно, когда ослепляет встречный автомобиль. Когда вдалеке появляется встречный автомобиль, зажмурьте левый глаз, после того как автомобиль окажется позади Вашего автомобиля, открывайте левый глаз. Правый глаз ослеплен и некоторое время ничего не видит после ослепления, зато левый видит прекрасно. Таким образом можно избежать «куриную слепоту» на оба глаза.
2. Если Вас пытается обогнать слева автомобиль, а Вам не очень комфортно «уступить» ему дорогу, «попросите» его подождать: посигнальте ему три раза стоп-педалью. Если Вы слегка дотронетесь до педали, задние стоп-сигналы срабатывают. Особенно важно на узких загородных шоссе, когда обгон идет по встречной полосе. Обгоняющий может не видеть встречный автомобиль (скажем, шоссе извилистое), а вот если он попадет в аварию перед «носом» Вашего автомобиля, сами понимаете, что и Вы не гарантированы от того, что это не создаст много неприятностей и Вам.