Прочитала первый номер краевой оппозиционной газеты "Камчатская правда" (номер подписан в печать 2 ноября 2007 года).
В передовице объявлено, что возрождено издание газеты, "с которой выросли несколько поколений камчатцев". Я с ней не только выросла. В конце 1970-х годов, при редакторе Н. Г. Канищеве, я в ней работала.
Однако если уж возрождать, то почему бы не возродить и традиционную для "Камчатской правды" требовательность редактора к грамотности и корректности газеты?
Н. Г. Канищев любил повторять: "Газеты без ошибок не бывает". Но за каждую грубую ошибку, особенно в заголовке, в именах, отчествах и фамилиях, ругал страшно.
Однажды Николай Георгиевич ворвался в корректорскую: на полосе прошла ошибка в отчестве одного из руководителей области. Тот был Антониновичем, а в газете стал Антоновичем. Но так было написано в оригинале! Линотипист и набрал по оригиналу. Татьяна Степановна Архипова (кажется, именно так её звали; за давностью лет боюсь тоже ошибиться), очень опытный корректор, правки против оригинала делать не стала. В чём же её вина? Мы за неё заступались. Однако редактора это ещё больше возмутило. Он считал, что корректор обязан знать по имени-отчеству всех руководителей!
Фамилию Антониновича я сейчас забыла, но урок редактора запомнила навсегда.
Газета при редакторе Н. Г. Канищеве выходила на четырёх полосах формата А1. В штате редакции были 4 корректора и 2 подчитчика. "Возрождённая" газета по объёму в печатных листах такая же (вышла на восьми полосах формата А2). А сколько в штате редакции корректоров — я угадала с первого раза.
Бог с ней — с чисто школьной безграмотностью наборщика новой газеты! Это беда многих, и тут дело не поправишь в одночасье. Но хотя бы в фамилиях известных камчатцев — мэра Петропавловска-Камчатского Скворцова и имеющей звание "Почётный гражданин города Петропавловска-Камчатского" Аграновской можно было бы и не допустить ошибок! И в заголовке на третьей полосе — тоже.
Уважаемый Юрий Иванович, ответная благодарность за интерес к теме.
Удивительно, однако Вы, пожалуй, первый из пишущей камчатской братии, кто отреагировал именно на то, что меня больше всего волнует, удивляет и возмущает. То есть на странно быстрое забвение прекрасных традиций бережного отношения к печатному слову, к родному языку в целом.
Уважаемая Раиса Аркадьевна!
Сердечно Вам благодарен за Подвижничество!
Очень сожалею, что понимание приходит поздновато…